Обратите внимание, что музыканты и люди их окружающие используют в общении разные названия этих инструментов. Это связано с историей происхождения этих клавишных инструментов.
Как правильно, в чем отличия?
Фортепиано или Пианино? -, правильно оба варианта и отличий нет, это разные названия одного и того же клавишного музыкального инструмента с молоточковой клавиатурой.
- Первое упоминаемое название, произошло от итальянского forte (громко) и piano (тихо), слово часто употреблялось как обобщающее для струнно-клавишных инструментов.
- Второе название, многие словари относят к заимствованному из итальянского "pianino" - маленькое фортепьяно.
Фортепьяно
— Фортепиано или Фортепьяно?, - согласно трёх основных словарей русского языка (Орфографический, Большой толковый и Словарь ударений) правильны оба варианта. Они даются в этих словарях как равноправные, через союз "и". Так что можно говорить и так, и так.
Рояль
Рояль - это клавишный музыкальный инструмент, созданный на основе фортепьяно, с измененным положение деки и струн. Струны, дека и механическая часть в рояле расположены горизонтально, а корпус в результате изменений конструкции, имеет крыловидную форму. Своим названием обязан Франции (Royal — королевский по французски). Звуки, как и в фортепьяно, извлекается при помощи клавиш, в результате касательных ударов войлочными молоточками по струнам. Главное отличие, в том, что звучание более выразительно и насыщенно по тембру, благодаря более массивному корпусу, что позволяет предавать больше нюансов в звуке, так как клавиатура в результате более чувствительна и диапазон градаций изменения звука, становится шире.
Из истории:
Раньше все эти инструменты относили к "струнно-клавишным". С появлением современных цифровых технологий, благодаря появлению и широкому использованию цифровых фоно и электронных электро роялей, сегодня их правильно относить к клавишным. Диапазон данных музыкальных инструментов составляет не менее 88 клавиш, при игре воспроизводящие полутона от ЛЯ субконтроктавы до ДО 5-й октавы. Очень старые инструменты могут ограничиваться нотой ля 4-й октавы сверху. Можно встретить инструменты и с более широким диапазоном.
Устройство:
В классических фортепьяно и роялях звук воспроизводится ударами молоточков связанных с клавишами по струнам. Струны внутри инструмента натянуты на чугунной рамес помощью колков (вирбелей). Струны протянуты через дискантовый и басовый штеги, приклеенные к резонансной деке.
- В фортепьяно - дека находится в вертикальном положении
- В роялях - она расположена горизонтально
Для звуков нижнего регистра используется одна струна, для среднего и высокого регистров используется парный или тройной хор струн.
Механика
Звук извлекается ударом молоточка о струны. В нейтральном положении струны, кроме последних полутора-двух октав, соприкасаются с демпферами (глушителями).
При нажатии клавиш в действие приводится устройство из рычагов, ремешков и молоточков, называемое фортепьянной механикой. После нажатия от соответствующего хора струн отходит демпфер, чтобы струна могла свободно звучать, и по нему ударяет молоточек, обитый фильцем (войлоком).
Педали
В современных классических инструментах обычно встречаются с двумя или тремя педалями, реже с четырьмя. В прототипах использовались выдвижные рычаги, которые исполнитель нажимал коленями.
Правая педаль - первая
Правая педаль поднимает одновременно все демпферы, чтоб после отпускания клавиши, основные задействованные струны продолжали соответственно звучать. Все остальные струны инструмента также начинают вибрировать, являясь вторичным источником звука. Правая педаль используется в двух целях: сделать последовательность извлекаемых звуков неразрывной (игра legato) там, где это невозможно сделать пальцами в силу технических сложностей, и обогатить звук новыми обертонами.
Существует два способа использования педали:
- Прямая педаль — нажатие педали перед нажатием клавиш, которые нужно задержать
- Запаздывающая педаль — нажимается сразу после нажатия клавиши и до того, как её отпустили
Левая педаль - вторая
Левая педаль используется для ослабления звучания. В роялях обеспечивает сдвиг молоточков вправо, в результате вместо трёх струн хора, молоточки ударяют только по двум, много ранее только по одной. В фортепьяно молоточки приближаются к струнам.
Эта педаль используется реже, в основном только продвинутыми пользователями, то есть не в первые годы обучения. Использование левой педали при игре на рояле облегчает, смягчает звук, делая его более тёплым и приглушённым за счёт вибрации освободившихся струн хора.
Средняя педаль - третья
Средняя педаль считается средней, так как она появилась последней. Эта педаль служит для задержки избранных демпферов в поднятом состоянии. Демпферы, находящиеся в момент нажатия средней педали в поднятом состоянии, блокируются и остаются поднятыми до снятия педали. Остальные демпферы при этом продолжают вести себя как обычно, в том числе, в отношении основной правой педали.