Бесплатная доставка по России
Регионы:
САМАРА
Тц Аврора

Аэродромная 47а
3 этаж, за Леонардо
8 (846) 207 01 85
Вт.-Чт. : с 11:00 до 19:00
Сб.-Вс. : с 11:00 до 17:00
Понедельник: выходной

Музыкальные ЯСтва
Яс-центр и МУЗмагазин ру
Более 30 лет помогаем музыкантам, преподавателям и их ученикам

Музыкальные инструменты от А до Я

Музыкальные инструменты – это инструменты, которые предназначаются для извлечения ритмически организованных звуков, фиксированных по высоте, чётко регулируемого ритма или шумов.

В качестве музыкальных инструментов могут использоваться и предметы, которые издают неорганизованное звучание и шумы (к примеру, колотушки ночных сторожей, трещотки охотников, свистки, поддужные колокольца), манки, которые имитируют пение птиц или крики животных и употребляются при охоте, инструменты, которые служат специальным сигнальным целям. Существуют музыкальные инструменты прикладного назначения – они применяются в ритуальных целях. Это шаманский бубен, нивхский частйгре, буддийские гхан-дан и бурэ. Иногда их используют для сопровождения народных танцев, таких как краатспилль, тридекснис, латыш, чагана и эглите.

Сюда же относятся и приспособления, при помощи которых в симфоническом оркестре воспроизводятся завывания ветра, раскаты грома, щёлканье бича и прочее. Некоторые инструменты прикладного назначения или сигнальные также могут выполнять музыкально-художественные функции, к примеру, церковные колокола с подвешенным языком. Причисляют к музыкальным инструментам и литовский тошаля, латышский берзстаасе, которые сделаны из берестяной пластинки, а также марийский эфи, выполненный из листа сирени, и прочие. С помощью таких инструментов народные музыканты искусно насвистывают довольно сложные мелодии, оснащая их различными пассажами и мелизмами.

У каждого музыкального инструмента есть присущий ему тембр (характер, окраска) звучания, специфические динамические возможности, определённый диапазон звуков. Качество звучания зависит и от материалов, из которых изготавливался инструмент, формы, которую им придали (размерных данных деталей и узлов). Его можно изменять при помощи дополнительных приспособлений (к примеру, сурдины), приёмов звукоизвлечения (к примеру, пиццикато, флажолет и пр.).

Народные и профессиональные музыкальные инструменты

Музыкальные инструменты условно делятся на народные и профессиональные. Народные инструменты, как следует из названия, изготавливаются в народе, используются в быту, а также музыкально-художественном исполнительстве.

Один инструмент может принадлежать к одному или разным народам, которые связаны между собой этническим родством или же долгими историко-культурными контактами. К примеру, бандура бытует только на Украине, а пандури и чонгури – только в Грузии. Есть и общие для восточных славян (русских, украинцев, белорусов) инструменты – это гусли, сопель (или же сопилка, дудка), жалейка (рожок), волынка (дуда), колёсная лира. Общие для Азербайджана и Армении инструменты - саз, тар, кеманча, зурна, дудук. А в Узбекистане и Таджикистане практические все инструменты одинаковые.

Большинство профессиональных музыкальных инструментов создавались в результате усовершенствования или видоизменения народных. К примеру, скрипка в далёком прошлом была исключительно народным инструментом, современная флейта возникла из простейшей народной, а кларнет - из примитивного шалюмо. К профессиональным инструментам обычно относят те, которые входят в состав симфонического (оперного), духового и эстрадного оркестров, также духовые и струнные клавишные инструменты.

В некоторых странах (к примеру, в Индии, Иране, Турции, Китае и других) используются по большей части народные музыкальные инструменты, а исполнительское искусство является образцом высокого профессионализма. В европейской музыкальной культуре оркестровые и в особенности клавишные инструменты, прямо не связанные в своей истории с народными, относят к разряду профессиональных. Их конструкция, технико-исполнительские, художественно-выразительные возможности доведены до совершенства.

Возникновение и эволюция музыкальных инструментов

Музыкальные инструменты появились в глубокой древности. Некоторые (к примеру, рога, примитивные флейты из кости) находят на раскопках поселений эпохи палеолита. В памятниках эпохи неолита встречаются односторонние барабаны, духовые язычковые инструменты (типа шалмея или шалюмо), а также первобытные ксилофоны, флейты с игровыми отверстиями. Позже всего появились струнные музыкальные инструменты: простейшие арфы, танбуровидные, лютневидные инструменты. Тем не менее, и они были известны отдельным народам задолго до нашей эры.

Есть разные гипотезы происхождения музыкальных инструментов. Считается, что изначально они были сигнальными орудиями, в какой-то степени были связаны с трудовым процессом первобытного человека. Но археологические материалы свидетельствуют, что уже на ранней стадии развития общества существовали инструменты, которые выполняли исключительно музыкально-эстетическую функцию. Это, к примеру, флейты с игровыми отверстиями, которые позволяли извлекать звуки разной высоты и точно зафиксированного звукоряда (это указывает на зарождение осмысленной музыкальной системы), струнные инструменты, которые были пригодны только для исполнения музыки, разные типы кастаньет, которые сопровождали одиночные или групповые пляски. При помощи передувания для музыкального исполнительства могли использоваться также сигнальные трубы или рога.

Эволюция музыкальных инструментов и обогащение инструментария непосредственно связаны с общим развитием человечества, культуры, музыки, исполнительского искусства, техники производства. Одни инструменты, благодаря особенности конструкции, дошли до нас в своем первоначальном виде (к примеру, узбекские каменные кастаньеты - кайрак), а другие усовершенствовались. Некоторые музыкальные инструменты переставали отвечать новым социально-общественным и эстетическим потребностям и вышли из употребления, а на смену им приходили новые.

Все увеличивалось количество и разнообразие инструментов. Развивалось и музыкальное искусство, требуя соответствующих средств выражения. В свою очередь, более совершенные инструменты способствовали дальнейшему развитию творчества и исполнительского искусства.

Но многообразие и техническое состояние музыкальных инструментов не всегда может быть мерилом уровня музыкальной культуры. К примеру, отдельные народы отдавали предпочтение вокальной музыке, а потому создавали инструменты в ограниченном количестве, применяли их по большей части как аккомпанемент хоровому пению. Это, например, грузинские чонгури и пандури, курай у башкиров, хомыс у якутов. При этом искусство игры на курае и хомысе достигло совершенства у этих народов.

Из истории профессиональных инструментов

Отчётливей всего связь музыкальных инструментов с творчеством и исполнительством, их совершенствование и отбор прослеживаются в сфере профессиональной музыки. В музыке народной эти процессы протекают намного медленнее, инструменты веками не изменяются или изменяются мало.

В XV-XVI веках фидели (виелы) с грубоватым звуком сменились нежно звучащими, с матовым тембром виолами. В XVII-XVIII веках развился гомофонно-гармонический стиль, появилась музыка, которая требовала динамически разнообразного исполнения. Поэтому виолы сменились скрипкой с её семейством – они обладали ярким, выразительным звуком, широкими возможностями для виртуозной игры. Одновременно с виолами перестали употреблять и мягкую, но с "безжизненным" звучанием продольную флейту – она уступила место поперечной флейте, более звучной, технически подвижной. В то же время в ансамблях и оркестрах перестали использовать европейскую лютню и такие её разновидности как теорбу и китаррон (архилютню). В домашнем музицировании лютню сменила виуэла, а затем и гитара. Клавесин к концу XVIII века был вытеснен фортепиано.

У профессиональных музыкальных инструментов сложная конструкция, а потому в своем развитии они больше народных зависят от состояния точных наук, техники производства: наличия музыкальных фабрик и заводов с экспериментальными лабораториями, квалифицированными специалистами, изготавливающими инструменты. Исключением являются только инструменты скрипичного семейства, которые требуют индивидуального изготовления. Скрипки, контрабасы, виолончели, усовершенствованные на базе народных образцов известными брешианскими и кремонскими мастерами XVI-XVIII веков: А. Страдивари, Г. да Сало, Н. Амати, Дж. Маджини, Гварнери дель Джезу – все еще остаются непревзойдёнными.

Интенсивнее всего профессиональные инструменты развивались в XVIII-XIX веках. Т. Беем создал новую конструкцию флейты с клапанной системой (ее первая модель увидела свет в 1832 году), и это расширило творческие возможности композиторов, поспособствовало развитию концертно-сольного исполнительского искусства. А появление в начале XIX века вентильной механики у духовых медных инструментов стало настоящей революцией. С ее помощью эти инструменты превратились из так называемых натуральных (с ограниченным количеством звуков, ограниченными возможностями) в хроматические (подобно деревянным духовым инструментам, они способны воспроизводить любую музыку). Серьезное стилистическое изменение в музыке разных жанров для клавишных струнных инструментов произошло, когда появилось молоточковое фортепьяно, заменившее клавесин и клавикорд. А когда изобрели электричество и радио, стало возможным и конструирование электромузыкальных инструментов.

О развитии народных инструментов

Народные музыкальные инструменты не так сильно зависят от уровня техники вследствие индивидуальной выделки. Но здесь без развитого кустарного или фабрично-заводского производства становится невозможным массовое внедрение гармоник или усовершенствованных "андреевских" балалаек и домр, тамбурашских инструментов и прочего.

Развитие народных инструментов напрямую зависит от социальной жизни общества. Когда в СССР развивалось национальное искусство, был общий подъём экономики и культуры народа, в республиках и автономных областях начали появляться многочисленные инструментальные коллективы, развернулась работа по возрождению, реконструкции, усовершенствованию народных инструментов, конструированию семейств для оркестрового и ансамблевого исполнительства, которое было неизвестно ранее многим народам. В профессиональном и самодеятельном сольном и коллективном исполнительстве, в народном музыкальном быту твердо закрепились такие усовершенствованные инструменты, как бандура (Украина), цимбалы (Белоруссия), канклес и бирбине (Литва), каннели (Эстония), дутар, кашгарский рубаб, чанг (Узбекистан), домбра (Казахстан) и пр.

Расширялся репертуар самодеятельных и профессиональных ансамблей и оркестров народных инструментов, в него включалась музыкальная классика, произведения современных композиторов, испытывала подъём музыкальная культура народов СССР. Вследствие этого исполнители, ансамбли, оркестры народных инструментов стали использовать массовые и профессиональные музыкальные инструменты: гитару, аккордеон, баян, кларнет, скрипку, в отдельных случаях и флейту, трубу, тромбон.

Духовые, струнные, ударные инструменты

Типологическое многообразие музыкальных инструментов, существующих в мире, огромно. Их систематизируют, объединяя в группы по определенным характерным признакам. Древнейшие системы классификация - индийская и китайская. Первая классифицирует инструменты по способу возбуждения звука, а вторая - по виду материала, из которого инструмент изготовлен.

Принято делить музыкальные инструменты на три группы:

  • духовые – источником звука является столб воздуха, который заключён в канале ствола;
  • струнные – источником звука является натянутая струна;
  • ударные – звук извлекается ударом.

Эти группы делятся на подгруппы: духовые инструменты бывают деревянными и медными, струнные бывают щипковыми и смычковыми.

Профессиональные духовые деревянные инструменты: флейта, кларнет, гобой, фагот с их разновидностями (флейтой пикколо, английским рожком, баскларнетом, контрафаготом), семейство саксофонов и сарюсофонов. Хотя некоторые из этих инструментов (к примеру, современная флейта, флейта пикколо, саксофоны и сарюсофоны) изготавливают из металла, а некоторые (к примеру, кларнет и гобой) иногда делают из пластмассы, все они по способу извлечения звука и по общей музыкальной характеристике полностью соответствуют деревянным духовым. К народным инструментам этой подгруппы относятся узбекско-таджикский най, карельские лиру, лудду, латышский ганурагс, бурятский бишкур.

К медным духовым инструментам (они также называются амбушюрными или мундштучными) относятся труба, туба, валторна, тромбон, инструменты духового оркестра (бюгелгорны, флюгельгорны). Из народных к этой подгруппе можно отнести узбекско-таджикский карнай, украинскую (гуцульскую) трембиту, молдавский бучум, эстонский сарв, русские владимирские рожки. Почти все эти инструменты являются деревянными, но по способу извлечения и характеру звука мало чем отличаются от духовых медных.

В подгруппу струнных щипковых инструментов входят гитара, арфа, мандолина, казахская домбра, туркменский дутар, русские гусли, эстонский каннель, латышский кокле, литовский канклес, карельское кантеле.

Смычковые инструменты – это скрипка и её семейство (виолончель, альт, контрабас), азербайджанская кеманча, киргизский кыяк, марийский ковыж, тувинский бызанчи.

В группу ударных входят разнообразные музыкальные инструменты с кожаной мембраной (барабаны, литавры, бубны) или же инструменты из материала, который сам способен звучать (гонг, тарелки, треугольник, кастаньеты, ксилофон и др.).

К клавишным относятся клавесин, фортепиано (рояль, пианино), фисгармония, орган и др.

Прочая классификация музыкальных инструментов

В научной инструментоведческой литературе используют более сложные, но при этом более точные системы классификации. Они полно и всесторонне раскрывают сущность каждого вида музыкальных инструментов.

Основа самой известной системы была заложена Ф. Гевартом, а затем развита В. Маийоном. Определяющие признаки классификации - источник и способ извлечения звука. Дальнейшую градацию музыкальных инструментов производят в соответствии с особенностями конструкции.

Главные принципы классификации Геварта и Маийона, принятые и впоследствии скрупулёзно разработанные Э. Хорнбостелем и К. Заксом, чаще всего используют в советском инструментоведении (без лишнего дробления инструментов на разновидности и виды). В соответствии с принятой в СССР системой, музыкальные инструменты по источнику звука делятся на четыре группы:

  • духовые (или аэрофоны);
  • струнные (или хордофоны);
  • мембранные (или мембранофоны) – источником звука является натянутая кожа или пузырь животного;
  • самозвучащие (или идиофоны / автофоны) – источником звука является внутренне напряжённый материал, из которого изготовлен инструмент, либо его звучащая деталь.

Духовые инструменты

Духовые инструменты по способу извлечения звука делятся на такие:

  • флейтовые;
  • язычковые;
  • мундштучные;
  • флейтово-язычковые клавишные.

К флейтовым инструментам относят такие разновидности:

  • окариновидные - все виды сосудообразных свистулек, окарины;
  • продольные (инструмент при игре держится в продольном положении);
  • поперечные (инструмент при игре держится в поперечном положении).

Продольные инструменты бывают:

• открытыми – у них оба конца ствола открыты (башкирский курай, туркменский тюйдук, адыгейский камыль, абхазская апхерца);

• свистковыми (блокфлёте, белорусская дудка, русская сопель, дагестанский кшул, алтайский шогур);

• многоствольными типа флейты Пана (грузинские ларчеми или соинари, молдавский най, украинская свыриль, куим-чипсан народа коми).

Что касается поперечных инструментов, из них самые известные – это современные профессиональные флейты, узбекско-таджикский най, тувинская лемби, бурятская лимба.

Язычковые инструменты бывают:

  • со свободным язычком (это марийский лышташ, изготовляемый из листа черёмухи, украинская луска, которая делается из рогового отщена, аджарская сапрацуна, что изготавливается из орехового листа, латышское бэрзстаасе, сделанное в виде берестяной пластины);
  • с одинарным бьющимся язычком (это кларнет и саксофон, русская жалейка, волынка или дуда, эстонская роопилль, литовский бирбине);
  • с двойным бьющимся язычком (это фагот, гобой, сарюсофон, азербайджанские и армянские дудук и зурна, узбекско-таджикский сурнай, бурятский бишкур);
  • с проскакивающим язычком (это все виды гармоник, фисгармония – по сути самозвучащие инструменты, по традиции относящиеся к духовым).

У мундштучных инструментов возбудителем колебания столба воздуха являются губы исполнителя, приложенные к мундштуку (устью) и соответственно напряжённые (профессиональные медные инструменты, а из народных - рога, рожки, трубы).

Флейтово-язычковые клавишные – это различные конструкции органов.

Струнные инструменты

В группу струнных инструментов входят:

• щипковые - звук извлекается путем защипывания струны пальцем, пером, плектром (это спинет, клавесин, гитара, арфа, балалайка, казахская домбра, мандолина);

• смычковые - звук извлекается с помощью смычка (это инструменты скрипичного семейства, армянский кямани, грузинский чунири, осетинский киссын-фандыр, киргизский кыяк, казахский кобыз) или фрикционного колеса (колёсная лира);

• ударные - звук извлекается путем удара по струне молоточком или же палочками (это клавикорд, цимбалы, армянские и грузинские сантур или сантури).

Мембранные инструменты

В мембранных инструментах есть туго натянутая перепонка, по которой ударяют рукой или колотушкой, либо звук извлекают фрикционным способом (это бубен, барабаны, литавры, украинский бугай, молдавский бухай). Также в эту группу входят мирлитоны – это инструменты с мембраной, усиливающей и окрашивающей голос певца в особый тембр (это украинская очеретына, чувашский турана каланы и даже обычный гребешок, обёрнутый папиросной бумагой).

Самозвучащие инструменты

Многочисленная группа самозвучащих инструментов делится на:

• щипковые (все модификации варгана);

• ударные (металлофон, ксилофон, челеста, тарелки, гонг, треугольник, литовский джингулис, кабардино-балкарский или адыгейский пхачич и пр.);

• фрикционные (эстонские краатспилль и пингипилль, абхазский акунджьапхьарца, дагестанский чанг-чугур).

Механические и электрофонические инструменты

Особенные группы составляют механические, а также электрофонические инструменты.

Игра на механических инструментах осуществляется при помощи заводного или электрического механизма, вращения рукой вала.

Электрофонические инструменты делятся на:

• адаптированные (это обычные инструменты, которые снабжены приспособлением для усиления звука);

• электронные - источником звука являются электрические колебания.

Назад




 » Поиск

Расширенный поиск


Наши бренды
Каталог